Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/barbarri/park.in.ua/www/wp-content/themes/oldschool/template-parts/page/category-section.php on line 16

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/barbarri/park.in.ua/www/wp-content/themes/oldschool/template-parts/page/category-section.php on line 17

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/barbarri/park.in.ua/www/wp-content/themes/oldschool/functions.php on line 737

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/barbarri/park.in.ua/www/wp-content/themes/oldschool/functions.php on line 738

Warning: Trying to access array offset on value of type bool in /home/barbarri/park.in.ua/www/wp-content/themes/oldschool/functions.php on line 710

Кнут или пряник? Дню учителя посвящается

Любой, кого я обучал стрельбе хотя бы день,

Брал лук потом и превращал меня в свою мишень. – Саади

Кнут или пряник? Дню учителя посвящается
Кнут или пряник? Дню учителя посвящается

В 2011 году Украинский День учителя выпал на 2 октября. С каждым новым учебным годом преподаватели украинских школ и университетов сталкиваются все с более новыми проблемами. Кроме экономических вопросов о зарплате, основным все же считается вопрос об отношениях учителей и учеников.

Существует множество психологических исследований, которые определяют методы преподавания в том или ином учебном заведении разных стран. Украина среди 142 стран мира занимает 74-е место в рейтинге начального образования, а в рейтинге высшего образования и профессиональной подготовки – 51-е место.

Скорее всего такие посредственные показатели объясняются тем, что устаревшая система образования ремонту не подлежит. Новая же, Болонская система, пока не влилась и не известно, вольется ли в русло наших традиций, подойдет ли нашему менталитету. Недаром все больше родителей отдают предпочтение частным школам перед государственными. Все дело в том, что денежных средств для обучения в частной среднеобразовательной школе требуется в конечном итоге не намного больше, чем в обычной «савдэповской». Что же касается университетов, то здесь дело состоит в другом: дипломы даже самых лучших государственных вузов Украины абсолютно не имеют никакой перспективы за рубежом. Про частные университеты можно и совсем забыть.

То есть, во всех лучших университетах страны внедряется европейская, то бишь Болонская, система образования, а толку от нее довольно-таки мало: даже если у студента есть стимул работать на баллы, которые в конечном итоге влияют на общесеместровые оценки, то все эти баллы ничего не значат при трудоустройстве даже в Украине. Все работодатели требуют бесценный опыт, а студенту негде его взять. Трудоустройство по знакомству – чуть ли не единственный способ найти себе хорошее место по полученной профессии. Попробовать же себя в другой стране, если не удалось попытать счастья на родине – это несбывшиеся мечты с украинским дипломом в кармане.

Реальность знаний и применение их на практике – вот, что нужно наступающему поколению. Для этого также важно иметь новое поколение педагогов по призванию.

Какие проблемы видят перед собой студенты педагогических ВУЗов помогут ощупать реальную ситуацию образования в Украине:

Ира, студентка университета им. Драгоманова, 3-й курс
Ира, студентка университета им. Драгоманова, 3-й курс

Ира, студентка университета им. Драгоманова, 3-й курс: «Я считаю основной проблемой учителей являются крайности их поведения. Учитель может вести себя по отношеню к детям либо слишком строго, либо пытается с ними подружиться, что приводит к тому, что дети садятся на голову. Прежде всего нужно завоевать авторитет, но не стоит перегибать палку».

Вика, студентка университета им. Гринченко, 3-й курс
Вика, студентка университета им. Гринченко, 3-й курс

Вика, студентка университета им. Гринченко, 3-й курс: «Считаю, что особых проблем нет, но ученики воспринимают информацию не так, как хотелось бы. С одной стороны, это склонности к неординарному мышлению. Ребенок есть ребенок! С другой стороны это свидетельствует о некотором невнимании».

Очень важна для студента-педагога практика «смолоду», пока он сам еще не забыл, что такое быть студентом, как повлиять буквально на самого себя, что он слышит и чего он слушать не хочет. Здесь во всем кроется психологический аспект: как извечная проблема отцов и детей, точно такая же таится и в отношениях педагогов и учеников.

Нужно помнить, что в своей сфере педагог должен быть профессионалом и, поэтому, уважая профессиональный опыт своего учителя, учащийся будет заинтересован в предмете. Сам того не сознавая, он будет учить его не задумываясь, полезен ли этот предмет или нет, понадобится ли в его будущей профессии. Может, эти знания мимоходом пригодятся и станут бесценным багажом в той или иной сфере. Важно лишь то, что есть заинтересованность, принцип игры и учитель не должен бояться, что ученик его переиграет. Авторитет играет очень большую роль в достижении результатов учащего и учащегося.

Чтобы быть компетентным педагогом, нужно разбираться не только в своей конкретной сфере, но и в человеческой психологии. Существует такое понятие, как педагогическая психология. В связи с этим, профессия педагога является чуть ли не наиболее трудно постигаемой, ведь надо улучшать не только навыки своей науки, которую преподаешь, но еще и тренировать психологическую смекалку.

На самом же деле, ученику найти своего учителя – это такое же счастье, как и учителю найти своего ученика. В любом случае, массовая система образования может иметь какой угодно характер или уклон, но все будет зависеть от субъективного желания учить и учиться.

Недаром Станиславский в свое работе над «системой» бесценное внимание уделял психологии студента и педагога, их взаимоотношениям. Древнегреческие философы делились опытом с единственными, наиболее способными учениками, которые позже превосходили своих учителей. Если бы не было такой конкуренции – не было бы и прогресса. Мир движется благодаря взаимоотношениям: опыт обуздает порыв, а порыв превращается в другой, может, более усовершенствованный опыт. По такому же принципу работают японские педагоги и по сей день: об этом свидетельствует и секрет пошития кимоно, которому надо учится десять лет, и секрет кукловождения в народных театрах Дзерури, Кабуки и Бунраку. Это считается чуть ли не самым эффективным и проверенным способом качественно научить именно тех людей, которые поистине интересуются тем или иным искусством.

Иногда кажется, что лучшим педагогом для себя становимся мы сами, потому что никто лучше не научит выживать условиях реальной жизни. Множество вещей настолько субъективны, что порой нужно все понять самому. Не отбрасывая, естественно, то, что дал тебе сам педагог, который старается быть человеком даже при такой незаслуженно низкой зарплате, как в нашей стране.

А. Дистервег же подтвердил, что: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

Текст и фото: Алина Кундукова

С любовью из Каталонии! В Харькове читают стихи каталонские поэты

Посол США открывает Интернет-центр в Харьковской государственной научной библиотеке им. В. Г. Короленко (фоторепортаж)

Тебе также понравится

Написать администратору сайта