Международный фестиваль классической музыки «Харьковские Ассамблеи». Интервью с Татьяной Борисовной Веркиной

Ректор Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского, народная артистка Украины, профессор Татьяна Борисовна Веркина

Ректор Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского, народная артистка Украины, профессор Татьяна Борисовна Веркина

В 1991 году впервые состоялся международный фестиваль классической музыки «Харьковские Ассамблеи». Фестиваль дал настолько мощный толчок к развитию культурной жизни Харькова, что мы стали известны во всем мире именно как город с высоким уровнем культуры и искусства. «Харьковские Ассамблеи» ежегодно посещают известнейшие музыканты из Европы, США, Канады. Организатором этого праздника стала ректор Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского, народная артистка Украины, профессор Татьяна Борисовна Веркина. В этом году «Харьковские Ассамблеи» отмечают свое двадцатилетие, и Татьяна Борисовна любезно согласилась рассказать нам о пути фестиваля.

Татьяна Борисовна, как возникла идея создания фестиваля «Харьковские Ассамблеи»?

Это случилось в 90-ом году на похоронах моего отца. Когда он ушел из этой жизни, я почувствовала, что вместе с ним ушло что-то важное, касающееся музыки. Потому что он был не только физиком и создателем физико-технического института низких температур. На базе ФТИНТа он создал знаменитую филармонию физиков, которая действовала на протяжении многих лет. Отец поддерживал харьковских музыкантов, филармонию, оперный театр, отдельных солистов консерватории. И когда Борис Иеремиевич уходил, одним из последних его слов была очень важная фраза: он попросил, чтобы молодые физики пришли к нему в больницу и чтобы они продумали план настоящего возрождения филармонии физиков. Потому что если культуру в Украине не поддержать, то страна просто погибнет. На меня тогда это произвело сильное впечатление, и возникла мысль, что нужно что-то делать. Моим ответом на то абсолютное бессолнечное, туманное время быть могло только одно – создание фестиваля. Для нашей страны это было нетипичным явлением, понятие «фестиваль» не существовало, тем более – классической музыки. У нас были только так называемые «датские» фестивали, которые были приурочены к каким либо датам. А какие могли быть даты? Только съезд КПСС, съезд комсомола, профсоюзных работников, или смотр всех республик. Мы были единственной страной, которая проигнорировала юбилейный год Баха и Генделя. Весь мир праздновал, а мы — нет. 1991 год был годом Моцарта. И как выяснилось, единственным городом, который откликнулся на это событие, был Харьков. В посольстве Австрии в СССР на нас смотрели, как на восьмое чудо света. Потому что понимали, что Моцарт в этой стране никому не нужен. И тут вдруг появляются люди из Харькова, которые просят поддержать идею музыкального фестиваля, посвященного Моцарту. У меня была мечта, чтобы музыку Моцарта, невероятно солнечного, сияющего, очень любящего жизнь и людей, очень разного, конечно, представили австрийские исполнители. И благодаря австрийскому посольству приехали пианист Петер Ланг и дирижер Манфред Майерхофер. Мы тогда впервые услышали знаменитый ля-мажорный концерт Моцарта в исполнении австрийского музыканта. И он настолько светло и лучисто сыграл, подарил какое-то удивительное ощущение оптимизма и веры в то, что жизнь и сейчас прекрасна, а дальше будет еще лучше. И это чувство было настолько сильным в зале, что его просили бисировать. Петер Ланг бисировал две части концерта, что, в общем-то, бывает достаточно редко. Потребность в фестивале была настолько огромна, что очередь за билетами в оперный театр тянулась в начало Сумской.

С какими сложностями Вы сталкивались?

Сложности были огромные, вернее, только одна сложность – деньги. Наша команда вместе уже двадцать лет. На открытие очень многие пришли из, так сказать, «стариков», потому что 20 лет совместной работы — это все-таки уже возраст. Посмотрев друг на друга, мы сказали: «Ребята, мы же уникальные люди: за все это время мы не поссорились!» Конечно, были споры, каждый отстаивал свои позиции и по поводу дизайна, и по поводу тем. Кто-то уже не входит в рабочую группу. Но мы не поссорились и до сих пор очень дружим. Потому что проблема у нас была одна – в деньгах. И она нас объединяла. Еще в 1991 году Александр Степанович Масельский и Георгий Валентинович Селихов сразу же откликнулись на идею проведения фестиваля и очень помогли с финансовой стороной мероприятия. Чуть позже я познакомилась с Евгением Петровичем Кушнаревым, который поддерживал нас до конца своих дней, даже не будучи у власти. Никогда не забуду, как он мне сказал: «Вы не имеете права бросить это дело. Деньги мы будем доставать, но бросить фестиваль Вы не можете». И я ему очень благодарна. С 1991 года мы ощущаем неизменную поддержку всех губернаторов и мэров Харькова, а также Министерства культуры Украины. Сейчас мы очень плодотворно работаем и с Михаилом Марковичем, и с Геннадием Адольфовичем, и, конечно же, с министром культуры. Когда появляется финансовая проблема, мы объединяемся и вместе решаем ее.

Какова цель проведения данного мероприятия?

Очень хотелось сделать настоящий праздник, потому что у нас вообще их не было. У меня приблизительно в 1988 году брали интервью. И когда меня спросили, знакомо ли мне ощущение полного счастья, я совершенно честно ответила: «Да, знакомо. Вчера иду по улице и думаю, почему такая волна счастья поднимается во мне? Понимаю – потому, что я купила килограмм сосисок». Вот это был уровень праздника в нашей жизни. Я знала, какие музыканты работают в университете (тогда еще в институте), но играли мы только для себя и нас никто не знал. Мы работали с талантливыми студентами, а их не слышали, потому что к нам никто не ходил. Сейчас же у нас все время заполнены залы. И люди интересуются, как попасть на концерт, узнают заблаговременно программы. Вот это – жизнь, настоящая жизнь! Это то, что сделал фестиваль за двадцать лет. Более того, у наших музыкантов есть своя публика. Их знают в Харькове, знают за рубежом, приглашают в самые разные проекты. Это тоже заслуга фестиваля. Люди начали учить языки, и теперь мы спокойно принимаем иностранцев. Если раньше страдал мой муж, который переводил с немецкого, английского, французского языков, то сейчас у нас за каждым иностранным гостем закреплены 1-2 студента. Они спокойно общаются, развиваются, совершенствуют свои знания, чувствуют себя современными европейскими людьми. Я хочу, чтобы мы ощущали себя не людьми из какой-то провинциальной дыры, а людьми, живущими в очень крупном, очень красивом, талантливом городе, каким Харьков всегда был и есть.

Помимо отечественных музыкантов, участники из каких стран выступают на фестивале?

В этом году у нас большая группа из Великобритании: это очень известные вокалисты Джоан Роджерс и Даррен Джеффри, полюбившийся нам дирижер высочайшего уровня Тимоти Рейниш, директор фортепианного департамента Университета г. Манчестер Грэхем Скотт и молодая дирижер Рейчел Янг. Также есть представители Швейцарии и Германии, с которыми мы были знакомы, потому что они в Харькове уже третий раз. Из Испании снова приезжает замечательный скрипач и дирижер Юрий Насушкин, который выступит как в дуэте с Лидией Стратулат (фортепиано), так и с Молодежным академическим симфоническим оркестром «Слобожанский». Кроме того, публика встретится с гостями из России: скрипачом Виктором Абрамяном, народными артистами России дирижером Дмитрием Лиссом и баритоном Валерием Алиевым. А еще мы ждем гостей из Италии и Мексики.

Какие перспективы дает лауреатам фестиваль «Харьковские Ассамблеи»?

Очень хорошие перспективы для них — и очень печальные для нас. К нам приезжают представители зарубежных университетов, академий с целью пригласить наших лучших студентов поехать учиться к ним. Ребят берут с удовольствием, и часто – на бюджетной основе. Во всех западно-европейских университетах нужно очень много платить, а наши умудряются попасть туда бесплатно и получать стипендию. Потому что они очень способные и трудолюбивые. А для нас это печально, так как возникает вопрос: «Кто останется после нас?». Поэтому мне и хочется создать такую атмосферу, при которой ребятам хотелось бы возвращаться. Безусловно, они должны ездить – это необходимо. Но очень хочется, что бы они потом возвращались домой и создавали свои школы, свои направления, продолжали наше дело…

Беседовал Антон Дедух

Filed in: Молодежные новости Харькова Tags: , , , , ,

You might like:

Програма Східного партнерства «Культура» запрошує діячів культури на цикл семінарів Програма Східного партнерства «Культура» запрошує діячів культури на цикл семінарів
Гала-концерт міського конкурсу студентської художньої самодіяльності Студентська весна – 2012 Гала-концерт міського конкурсу студентської художньої самодіяльності Студентська весна – 2012
С любовью из Каталонии! В Харькове читают стихи каталонские поэты С любовью из Каталонии! В Харькове читают стихи каталонские поэты
Время фестивалить! Время фестивалить!